Памятка для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по исполнению законодательства в сфере информационной безопасности несовершеннолетних

Уважаемые педагоги!
В современных реалиях очень остро стоит вопрос правового регулирования в сфере информационной безопасности несовершеннолетних. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29), свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44). Такая свобода выбора и доступа к любой информации, распространение которой не запрещено законодательством государства, гарантируется при условии обеспечения защиты детей от информационной продукции, способной причинить вред их здоровью и развитию. Базовые гарантии ребенка в сфере информационной безопасности установлены Федеральным Законом от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 14), провозгласившим защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в качестве одной из целей государственной политики в интересах детей. Федеральный закон от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» выделяет в информационном массиве информацию, запрещенную для распространения среди детей, а также информацию, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, наиболее часто допускаются следующие нарушения: • неэффективность выполнения задач по профилактике вовлечения детей в противоправную и аутодеструктивную деятельность, в том числе с использованием сети «Интернет», по защите их от противоправного контента; • ненадлежащая организация работы по выявлению и учету несовершеннолетних, совершающих преступления, правонарушения и иные антиобщественные действия, вовлеченных в группы криминальной направленности в сети «Интернет»; • ненадлежащее взаимодействие с правоохранительными органами в вопросах обмена информацией несовершеннолетних, состоящих на интернет – сообществах деструктивной направленности, сокрытие школами фактов совершения детьми правонарушений; Так, прокуратурой одного из районов установлено, что классный руководитель обнаружил на личной странице в социальной сети «ВКонтакте» одного из учеников информацию с призывом к участию в митинге. Кроме того, ученик состоял в таких интернет-сообществах «ВКонтакте», как «Убей эту боль», «Кажется у меня депрессия» и др. При этом информация о таком несовершеннолетнем в органы внутренних дел направлена не была, индивидуально-профилактическая работа с ним не организована. • отсутствие системной профилактической работы с учащимися с деструктивным поведением, проявляющимся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети «Интернет», ее проведение без учета личностных особенностей детей, привлечения их в организации дополнительного образования; • непринятие надлежащих мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, в том числе на профилактику интернет- зависимости, предупреждение рисков вовлечения детей в противоправную деятельность. Так, прокуратурой одного из районов установлена ненадлежащая организация профилактической работы в школе: план воспитательной работы школы на учебный год не содержал мероприятия, направленные на обеспечение законопослушного поведения несовершеннолетних, противодействие распространению деструктивного движения «колумбайн» и профилактике вовлечения несовершеннолетних в данное движение, в том числе в сети «Интернет». При этом ученица данной школы в социальных сетях распространяла видеоролик, содержащий ее положительное отношение к движению «колумбайн», который за короткий период времени посмотрели 2000 пользователей, в том числе несовершеннолетние. • отсутствие у педагогических работников необходимых профессиональных навыков по выявлению учащихся, склонных к суициду или вовлеченных в интернет-группы с деструктивным контентом; • непринятие мер по оказанию социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, склонным к интернет- зависимости, а также состоящим в деструктивных интернет- сообществах (в том числе ненадлежащая укомплектованность штата образовательных организаций педагогами-психологами); • отсутствие общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов, непринятие мер по привлечению к участию в них несовершеннолетних с деструктивным поведением, проявляющимся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети «Интернет»; • неудовлетворительная организация защиты детей от противоправного контента в образовательной среде, ненадлежащее применение административных и организационных мер, технических и программно- аппаратных средств защиты детей от вредной информации, в том числе отсутствие на компьютерах, используемых учащимися в учебной деятельности, программного обеспечения, блокирующего доступ к негативной информации, предоставление в образовательных организациях открытого Wi-Fi доступа к сети «Интернет» в местах общего пользования (библиотеке, коридорах и т.п.), позволяющего свободно посетить сайты, содержащие деструктивную информацию, наличие на школьных компьютерах игр с возрастными ограничениями 16+ и 18+, в которых содержатся сцены насилия и убийства. Прокуратурой одного из районов установлено, что в техникуме в нарушение требований федерального законодательства с компьютера, расположенного в библиотеке, имеется доступ на сайты, где доступна к просмотру и прослушиванию музыкальная композиция, включенная в федеральный список экстремистских материалов, размещенный на официальном сайте Министерства Юстиции Российской Федерации. В целях устранения допущенных нарушений закона прокуратурой района директору техникума внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, удовлетворено, доступ на сайт ограничен; • отсутствие в образовательной организации актуального федерального списка экстремистских материалов, непроведение сверок поступающей литературы с указанным списком. Прокуратурой одного из районов в ходе проведенной проверки установлено, что в школьных библиотеках не осуществлялось своевременное обновление федерального списка экстремистских материалов, фактически сверки на предмет наличия экстремистских материалов длительное время не проводились, в том числе при поступлении новых документов в фонд. Также не были определены лица, ответственные за организацию работы с изданиями, включенными в список, не назначены лица, в должностные обязанности которых входит проведение сверок библиотечного фонда и составление соответствующих актов; • непринятие мер по разработке локальных актов, регламентирующих вопросы информационной безопасности несовершеннолетних; • несоответствие локальных актов образовательных организаций требованиям закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Прокурором одного из районов опротестованы локальные акты образовательных организаций, поскольку в них содержались положения о том, что образовательная организация не несет ответственности за случайный доступ участников образовательного процесса в интернет-ресурсам, содержание которых противоречит требованиям федерального законодательства; • непринятие мер по ведению на образовательных порталах разделов «Информационная безопасность» в соответствии с требованиями региональных программ или локальных актов, отсутствие на сайтах школ информационно-справочных материалов, направленных на правовое просвещение учащихся и их родителей по вопросам защиты детей от негативной информации, а также ссылок на форму для приема обращений о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации, размещенной на официальном сайте Роскомнадзора. Стремительное развитие информационных технологий и геополитическая напряженность заставили современное поколение детей и подростков столкнуться с принципиально новыми вызовами и угрозами. Безусловно, надлежащая реализация образовательными учреждениями указанных мер будет способствовать созданию эффективной системы защиты детей в информационной среде.
Управление правовой статистики, информационных технологий и защиты информации прокуратуры Новосибирской области прокурор отдела Манилова Д.Н. *
Информация подготовлена с использованием научно-практического пособия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Университета прокуратуры Российской Федерации «Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере информационной безопасности несовершеннолетних», Москва, 2022